top of page

Патриархальные устои и безопасность: почему геи и лесбиянки с Северного Кавказа вступают в фиктивные браки

 

В тематических кавказских группах во «Вконтакте» или телеграме можно найти множество объявлений на тему фиктивного брака. «Мне 32, с Осетии, женюсь на девушке для вида», – пишет один из участников подобных пабликов. Девушка из Дагестана оставила такое сообщение: «Ищу мужа-гея, все официально, со сватовством и свадьба чтобы была». КавказПрайд рассказывает истории людей, вступивших в фиктивные браки.

 

Свадьба и кадыровцы

 

По одному из объявлений в пабликах и познакомились Вахид из Чечни и Нурианна из Дагестана (здесь и далее имена изменены в целях безопасности героев).

 

Вахид отказался разговаривать с редакцией, историю рассказала Нурианна. По ее словам, она прочла объявление Вахида и связалась с ним: «Мы очень долго переписывались. Думаю, что оба боялись. Спустя четыре месяца мы увиделись вживую, он приехал в Махачкалу. После этого наше общение было более легким».

 

Нурианна говорит, что они с Вахидом договорились, что не будут лезть в личную жизнь друг друга, но и оба не будут «светиться»: «Мы условились на многих моментах, которые комфортны нам обоим, обговорили вопрос про детей – ни он, ни я не хотели, а родне что сказать об этом мы решили придумать потом».

 

После нескольких встреч вживую, Вахид отправил к родителям Нурианны сватов с подарками, а свадьбу сыграли в Грозном через полгода. «Свадьба у нас была красивая, большая, по всем кавказским традициям, – вспоминает Нурианна. – Родители Вахида хорошо меня приняли, его братья и сестры с уважением относились ко мне».

 

Первое время с Вахидом они ладили, рассказывает Марина: «Он часто пропадал куда-то, я просила его быть осторожным, если на свидание идет – в Грозном это было опасно тогда. Также он меня сам отвозил в Махачкалу, если я договаривалась увидеться с кем-нибудь. Мои подруги-лесбиянки живут и жили в Махачкале».

 

Потом «муж» стал запрещать Нурианне эти встречи: «Я ему стала напоминать, о чем мы договаривались, а он меня грубо прервал – типа я тут муж и главный. Я офигела от этого. Мы поругались тогда сильно. Я ему сказала, чтобы он тоже никуда не ходил в таком случае».

 

Ссор становилось больше. Во время одной из таких ссор Вахид избил «жену»: «Он меня ударил по лицу, а потом в живот, в пах. Кричал, что я ему принадлежу и должна делать, что он скажет. На следующий день, когда его не было дома, я уехала в Дагестан. Остановилась у подруг. Они офигевшие были тоже. Одна из них тоже хотела фиктивный брак, но она потом передумала – думаю, видя мою ситуацию. Вахид стал мне названивать, требуя, чтоб я вернулась. Ему ответила одна из моих подруг, что если он не успокоится, то ему же будет плохо. Короче, она гораздо грубее это сказала. Ну, угрожала ему, да. Это его как-то его остепенило».


Только с проверенными людьми это можно делать, никак иначе. Тем более с кем-то по интернету делать не нужно

 

Нурианна через несколько дней приехала к родителям, сказав, что ушла от «мужа»: он ударил ее, ругался с ней. Но Вахид не остановился и пришел к родителям Нурианны, чтобы они вразумили ее и уговорили вернуться к нему, что он больше не поднимет руки на нее, что погорячился.

 

«Приехал он со своими мамой и папой, они тоже начали уговаривать, – продолжает Нурианна. – Ни они, ни мои не подозревали, конечно, о наших с Вахидом договоренностях. Я обещала подумать. Они уехали, а написала ему, что если подобное отношение ко мне повториться, то я уйду от него окончательно, а сейчас вернусь, хорошо. Он в ответ написал, чтоб я его простила, извинялся».

 

Вахид должен был приехать за Нурианной на следующий день, но не успел: он попал в поле зрения кадыровцев. Кто-то из его сексуальных партнеров сдал его под пытками и Вахида забрали в так называемую «секретную тюрьму», в которой держали геев.


«Его там неделю продержали, он откупился, – рассказывает Нурианна. – Родные его даже не узнали, куда он пропадал надолго. Он со мной связался, чтобы я его маме позвонила и наврала ей, что он в Дагестане, что мы решили вместе тут на отдых поехать».

 

Когда Вахид вышел, он покинул Россию через несколько дней. Нурианна отказалась с ним уезжать: «Его родителям мы решили сказать, что снова поругались и уже все – окончательно разошлись. А его спешный отъезд объяснили, что у него деньги стали требовать кадыровцы и все такое. Что там дальше было, я не знаю, я уже года два как не общалась с Вахидом».

 

Сегодня Нурианна все еще живет в Дагестане, тайно встречается с девушками. Вступать больше в фиктивный брак она не хочет и другим не советует: «Только с проверенными людьми это можно делать, никак иначе. Тем более с кем-то по интернету делать не нужно».


Доверие и взаимоуважение

 

Саид и Фатима дружили еще со школы. Сидели за одной партой, ходили постоянно вместе – одноклассники называли их парой, женихом и невестой. Сами ребята отшучивались, что просто друзья. Так и было – оба еще с девятого класса друг про друга знали, что каждого противоположный пол не интересует.

 

«Первым рассказал Саид, – вспоминает Фатима. – Я еле дождалась, когда он закончит, чтобы открыться тоже. Это как будто груз с плеч упал, как говорят».

 

После того дня дружба стала сильнее. Они даже поступили в один вуз, но на разные факультеты. После университета, они решили, что уедут в Москву – там будет легче обоим. И если Саида родители смогли с легкостью отпустить, то довольно свободная по кавказским меркам семья Фатима поставила условие: выйди замуж и потом делай что хочешь. К ней женихи сватались и во время школы, и когда она училась в университете, но родители считали, что сначала надо получить образование.

 

«Я от них просто не ожидала такого подвоха! – возмущается Фатима. – Они же у меня свободные, нормальные! Я с ними и ругалась, и угрожала. Но пойти против них и уехать не могла, я их очень любила и люблю».

 

Но мысли о том, чтобы выйти замуж, доводили ее то до бешенства, то до неконтролируемого приступа страха. Только Саид знал, почему Фатима так реагирует. Он и предложил пожениться – понарошку, чтоб обоим легче было: ему – чтобы разговоров о женитьбе и не появлялось вообще, ей – спасение от женихов и билет в Москву.

 

Свадьбу сыграли небольшую, только родные и друзья. Все шутили, что так и знали, что Саид и Фатима поженятся. Неделю они жили у родителей Саида, потому что уезжали в Москву.

 

«Мы, конечно, спали на одной кровати, – рассказывает Саид. – Но мы и раньше спали вместе, нас это не пугало».

 

Подаренных на свадьбу денег им хватило на то, чтобы быстро найти жилье в Москве, на работу они устроились через месяц-два после переезда.

 

Все шло, как и планировалось, продолжает Саид: «У нас были свои отдельные комнаты, мы по-прежнему были лучшие друзья, но я встречался с парнями, а у Фатимы как-то сразу появилась девушка. Когда наши родственники приезжали в Москву и останавливались у нас, спали мы с Фатимой в одной комнате, конечно. На этом все неудобства в принципе и заканчивались».

 

Спустя год их стали донимать родители – где внуки. Оба отшучивались, что пока делают карьеру и детей заведут, когда купят свое жилье. Конечно, они обсуждали, что им делать, когда вопросов станет больше. Решили, что к тридцати годам что-то придумают.

 

«Все придумала моя девушка, она предложила мне забеременеть от Саида, – делится Фатима. – Никакой речи о сексе не было, об искусственном оплодотворении думали, как о варианте, если дома не сможем».

 

План был простым: Саид мастурбирует в баночку, а девушки потом с помощью пипетки сразу вводят сперму во влагалище.

 

«Для Саида это было неловко все, он онанировал, мы чуть ли не под дверьми сидели, – вспоминает Фатима. – Потом он открывал дверь, высовывал руку с баночкой, и мы с моей девушкой бежали в мою комнату. Она помогала мне вводить сперму, потом я лежала вниз головой, а ногами вверх – на каком-то сайте писали, что так надежнее. Мы много историй прочитали о том, как лесбиянкам удалось таким образом забеременеть. Сами решили, что если через месяц ничего не получится, то пойдем на ЭКО».


Наша история про то, что если есть доверие и взаимоуважение, что если вы можете слышать друг друга, то все получится

 

Все в итоге получилось: Фатима забеременела, а потом родила здорового сына. С мужем они заранее договорились, что воспитывают вместе, а их партнеры могут участвовать по желанию.

 

«Все были довольны и целы, – шутит Фатима. – А что расскажем сыну или еще другим детям, а вдруг мы захотим еще, мы пока не решили, рано пока. Но, конечно, мы говорим друг с другом обо всем. Мы знаем, что привязаны с Саидом друг к другу навсегда и знаем, что мы очень важные друг для друга люди. Мы привыкли решать проблемы, как говорят, по мере поступления, пока справляемся».

 

Через полтора года после рождения сына началась война. И все вместе уехала в более безопасную страну – Саид, Фатима, их сын, девушка Фатимы. Через полгода в новом городе Саид нашел парня, с которым смог построить отношения.

 

«Сейчас мы с Фатимой живем в разных квартирах, но они на соседней улице, – рассказывает Саид. – Мы, конечно, часто видимся, сидим с сыном по очереди».

 

Они оба все еще самые близкие друзья: жалуются друг другу на своих любимых, рассказывают смешное про сына. Фатима делится, что считает, что им обоим сильно повезло: «И наша дружба с детства, и то, что мы друг другу сильно доверяли и доверяем – большая удача. Я знаю другие истории, когда фиктивные браки становятся болезненными и негативным опытом. Но наша история про то, что если есть доверие и взаимоуважение, что если вы можете слышать друг друга, то все получится».


 

Уехать или нет

 

Анису и Рашида друг с другом познакомила общая подруга, которой они периодически жаловались, что родители достают постоянными «надо жениться / надо замуж». Их обоих спасало то, что жили они далеко от Кавказа – в Санкт-Петербурге, но родственники время от времени навещали.

 

Аниса предложила Рашиду создать брак для видимости: «Он сначала согласился, потом отказался через неделю – признался, что денег нет на свадьбу. Мы думали, что можно тихо пожениться, родне сказать, что сами пошли к мулле. Я маме так и сказала: вышла замуж, все по исламу сделано, срочно надо было, не задавай вопросы. Мне почти тридцать, я думала, что мама просто выдохнет облегченно, что старая дева замужем наконец, но нет: она стала кричать, что даже если я беременна и вот-вот рожу, то свадьбе быть».

 

«Молодожены» в итоге взяли кредит, но настояли все же на том, что свадьба будет в Питере, а не дома на Кавказе – так меньше людей придет.

 

«Свадьбу отыграли, все разъехались, мы с Рашидом какое-то время жили в одной квартире, спали, конечно, в разных комнатах. За это время мы сблизились, ходили вместе куда-то часто. А спустя три месяца он заявил, что у него появился бойфренд, тоже с Кавказа, они хотят уехать в другую страну. Я не знала, как мне быть, у меня отношений с девушками было два, а Рашида я считала близким человеком. И когда он сказал про отъезд, я почему-то стала сильно ревновать его к этому незнакомому мне парню», – рассказывает Аниса.

 

Несмотря ни на какие уговоры, Рашид настаивал на своем – он совсем скоро уедет и надо придумать, что делать, продолжает Аниса: «Я сразу хочу сказать, что отвратительно вела себя тогда и мне стыдно. Я даже пару раз шантажировала его, но он сам мне сказал, чтобы я глупости не говорила, что никогда на такое не пойду. Я бы и не пошла, конечно».

 

Ситуацию спасло вмешательство подруги – она придумала план, который всех мог бы устроить: Рашид бежит от мобилизации, а Аниса пока не может из-за документов, а что дальше – там посмотрим.

 

«План мне не очень нравился, но надо было что-то уже решать, надо было как-то успокоить Анису», – делится Рашид. Они с парнем улетели сначала в Казахстан, а оттуда уже в Канаду: «Я звал и Анису с нами, но она не захотела оставить свою жизнь и работу, я ее понимаю – она успешна в своей области, хорошо зарабатывает».

 

По его словам, они поддерживают связь с Анисой, он все еще уговаривает ее уехать. Также время от времени они придумывают, что скажут родне – почему разошлись. И все это утомляет очень, признаются оба.

 

«Наверно, я бы уехала, но у меня вроде как отношения тут начались, стала встречаться с девушкой с Кавказа тоже. Не знаю, я не хочу пока ей говорить ничего про свой так называемый брак, подожду. Также я понимаю, что в России жить становится невозможно таким, как я. Но нас ведь много, так? Куда мы все уедем? Все же не могут уехать ведь! Я пока не решилась, пока меня все более-менее устраивает. Не думаю, что через какое-то время скажу то же самое», – делится Аниса.



Брак как спасение

 

По словам исследовательницы Марины Аслановой (имя изменено по ее просьбе в целях безопасности), для кавказских гомосексуальных людей фиктивные браки один из выходов избежать давления как семьи, так и общества в целом.

 

«Глубоко патриархальный, консервативный и религиозный кавказский социум будет с подозрением относиться к одиночкам, которые к определенному возрасту не создали семью, – поясняет экспертка. – Тут, конечно, я говорю обобщенно: женщина могут записать в старые девы и это будет в глазах людей нормальным, а взрослый одинокий мужчина вызывает вопросы. Поэтому для геев и лесбиянок договорные браки для прикрытия – это выход. В первую очередь, люди таким образом уходят от общественного давления, давления со стороны семьи, родных. Женаты – нет вопросов уже. А то, что нет детей, например, можно объяснить какой-то болезнью, как сделали одни мои знакомые».

 

Кавказское общество не прощает отклонений от нормы, подчеркивает собеседница, поэтому подчас даже семьи мужа и жены будут скрывать, что брак фиктивный: «Республики, конечно, в чем-то похожи, в чем-то отличаются – где-то посвободнее, а где-то не сделаешь шаг направо-налево без пристального внимания людей. Есть семьи, в которых знают, что сын гей, поэтому его вступление в брак с женщиной приветствуется, он не навлечет позор на семью. Что такое позор в данном случае? Например, с семьей могут перестать общаться, могут не выдать замуж за другого члена семьи девушку, также и на девушке из этой семьи могут не жениться. Представьте еще, что семья живет в селе: это катастрофа для них, если кто узнает про их сына или дочь. Поэтому иногда семьи не просто могут закрыть глаза на фиктивность брака, но будут активно поддерживать эту тайну».

 

С психологической точки зрения подобные браки несут в себе как минусы, так и плюсы, но все они связаны с дискриминацией рассказывает Нора Иванова (имя изменено), специалист одного из ресурсных центров для ЛГБТ-людей из России.

 

«В фиктивные браки же вступают главным образом, чтобы защитить себя. А от кого себя сейчас не защищать в России? Всех собаки спустили с цепей! Как ни парадоксально, но то, что люди вступают в такие союзы, уже само по себе дискриминация. И она вынужденная, чтобы защититься от всеобщей дискриминация. Это дает и чувство защиты, и какую-то уверенность в завтрашнем дне», – говорит психологиня.

 

По ее словам, перед вступлением в такой брак важно помнить, что это и сильный стресс: «Постоянный страх быть разоблаченными очень эмоционально выматывает, а такой страх будет присутствовать всегда. У кого-то он будет сильный, кому-то он будет малозначим. Также это и более глубокое зарывание себя в шкаф. Какие-то конфликты, которые могут возникнуть с «мужем» или «женой», возможно скажутся на психо-эмоциональном состоянии сильнее».


Не сказать, честно говоря, чтобы таких браков было много, но они есть – со всеми своими подводными камнями, но они есть

 

Фиктивные браки в России с позиции закона являются мошенничество, поясняет юрист Александр Александров (имя изменено), но при этом добавляет, что когда речь идет именно о союзе для прикрытия, то это сложнее доказать.

 

«В эти браки вступают ведь не только квир-люди, но и те, кто преследует свои цели: из-за документов, из-за мошеннических схем обогащения, для получения каких-то льгот – будь они налоговыми или социальными, кто-то на брак с иностранцем соглашается из-за денег, чтобы тому визовые документы легче получить», – перечисляет эксперт.

 

Собеседник уверен, что на браки квир-людей правоохранительные органы обращать внимания не будут, так как именно эти браки привлекут к себе мало внимания – люди женятся не ради наживы или выгоды.

 

При этом сотрудница одной из правозащитных групп в поддержку ЛГБТ-людей скептически относится к тому, что вступивших в такой брак преследовать не будут.

 

«Квир-людей фактически криминализировали, в глазах российского закона, если его так можно назвать, ЛГБТ-люди – экстремисты, есть первые уголовные дела. На этом все это не остановится. Пока что власти скормили народу эту борьбу с ЛГБТ. Когда народ станет жить еще беднее и новые роптанья обнищавших начнутся, то им еще какую-то кость подкинуть в виде борьбы. Объявят феминисток экстремистами, например, а геев – террористами вообще назовут. И в рамках этого всего начнутся еще доносы на фиктивные пары», – прогнозирует собеседница.

 

Но при этом она добавляет, что пока других каких-то выходов для кавказских геев и лесбиянок не видит: «Я знаю, под каким сильным общественным давлением они живут. Все требуют свадьбы, семьи, детей. Это не как в других регионах страны. И такие союзы для прикрытия – хорошая возможность, чтобы отстали все от них. Не сказать, честно говоря, чтобы таких браков было много, но они есть – со всеми своими подводными камнями, но они есть. И будут. Либо такие браки, либо уезжать в более безопасные места».

 

КавказПрайд

Comments


bottom of page